Первое путешествие в Индию, часть 5


Javascript is required to view this map.

Итак, мы в Мекке дауншифтеров и просто приятном месте - на Гоа.Гоа Изначально было принято решение ехать на Палолем с тем, чтобы, если там надоест, помаленьку возвращаться к Даболиму. Искать автобус было несколько лень, посему мы обратились в будку prepaid-taxi, и за 1000 рупий (дороговато, конечно - обратно мы вполне спокойно ехали за 800) нам выделили четырехместный "микроавтобус" Сузуки, который должен был провезти нас оставшиеся 70 километров до искомого пляжа.

Про дорогу писать особо нечего - ехать часа 2-3, если без существенных пробок в  Мадгао. Запасшись пивом и прохладительными напитками, покатили себе.

Метод поиска жилья в Гоа сильно напоминает наш Крым - надо либо спросить у местных (если они сами до этого не предложат свои услуги, увидев, что вы с рюкзаками), где сдаются комнаты - они с большой долей вероятности поведут вас туда (правда, не забывайте про то, кто платит комиссию), либо пройтись по пляжу в поисках приглянувшегося домика (это абсолютно точно верно для Палолема, как обстоят дела на друшгих пляжах - честно говоря не знаю, но думаю, что примерно так же).

Мы нашли домик "на первой линии". Хозяйка сначала хотела чего-то около 600 рупий, но сторговались на 500 за первые два дня (сразу предупредили, что, может, останемся и дальше, а может - уедем).Домик - обычная пальмовая хижина, с вентилятором и санузлом с горячей водой. На мой взгляд - это самый лучший способ проживания в Гоа.

Почти все домики, которые находятся на берегу, находятся на территории ресторанчиков. Соответственно, вопроса "где покушать", практически нет - есть вопрос "где именно в этот раз".

Из еды доступна курица, овощи, и свежий сифуд. Стоит дешево (почти без торга: лобстер - 300 - 400 рупий, кингфиш - 250-300, рыба-молот - примерно в ту же цену). В сумму входит приготовление целой рыбины выбранным способом, всякие там салаты-картошка-рис на двоих.

Главной (асфальтированной) дороге, выходящей на пляж, у Т-образного перекрестка имеется лабаз с алкогольными напоями, Old Monk 0,75 (самый популярный напиток в Гоа) - 120-150 рупий.

В общем, прожили мы на Палолеме неделю, никуда переезжать не стали поехали. Цена для нас последние дни упала до 350 рупий за домик в сутки. Сидели по вечерам на своей "веранде", любовались сансетом с бокальчиком рома,  предавались овощному существованию, да переваривали полученные от остальной Индии впечатления.

Чтобы овощную жизнь как-то разнообразить - пару раз брали скутер и ездили в национальный парк Cotigao, а также в старый португальский форт Cape Roka.

Тезисно опишу ситуацию с арендой скутеров:

  • Дают их действительно почти на каждом углу, стоимость в день начинается от 350 рупий, в принципе, можно скинуть до 250, а если сильно торговаться - то и до 200.
  • Бензин продают в бутылках те же чуваки, которые дают скутера.
  • Номера у скутеров, сдаваемых в аренду - черного цвета.
  • Для того, чтобы его взять, надо оставить копию паспорта.
  • Права с собой лучше не возить, максимум - копию (в принципе, по отзывам - может прокатить и просто "забыл") - если их показать полиции, не факт, что их сразу отдадут.
  • Есть некоторая проблема с картами. То есть карт Гоа как бы много, но они все по-своему уникальны. Попадаются даже экземпляры, где надпись "Северный Гоа" - внизу карты, а "Южный"- соответственно, наверху (при том, что ориентация самого рисунка вполне нормальная).    Так что надо примерно прикидывать в какую сторону ехать, и спрашивать у местных, сверяя с картой.

В парк мы поехали с пареньком из Швеции, с которым разговорились как-то, когда он пришел к нам в кафе перекусить. Собственно, идея поехать в парк принадлежала ему. Взяли пару скутеров, да и поехали помаленьку.

При этом для дальнейшего повествования важно отметить, что скутер нам достался весьма новенький, с небольшим пробегом и ярко желтого цвета. Наш же приятель взял неприметный черный, изрядно к тому моменту уже побитый.

Итак, мы выехали из Палолема и отправились в сторорну парка. По дороге решили заехать в соседнюю прибрежную деревушку - Агонду, чтобы посмотреть, как выглядят другие поселения на Гоа. Деревука оказалась подобием Палолема, только гораздо менее населенным, так что ее можно рекомендовать тем, кто ищеь покоя и относительного уединения от поездки на Индийский океан

Что касается нашего визита - в Агонде нам пришлось задержаться несколько дольше, чем изначально планировалось. Дело в том, что через деревню идет только одна дорога (во всяком случае, при беглом осмотре нам другой проходимой для скутера найти не удалось), и аккурат посередине этой дороги была высыпана куча щебня. Заканчивалась куча в канавах по бокам дороги. Перспектива вытаскивать скутер из канавы была не очень привлекательной, в то же время, просто стоять и ждать было тоже не с руки. К счастью, оказалось, что несколько индусов тоже стоят перед выбором - тащить свои скутера по канавам или нет, и в них пересилила вторая тенденция. Они быстренько прокопали небольшую траншею в куче, каковой траншеи было достаточно для того, чтобы скутер там пролез. Энтузиазма им добавил показавшийся в конце дороги грузовик, который вез еще одну кучу, видимо, собираясь высыпать ее поверх первой, окончательно уничтожив проход. В общем, в конце концов мы успешно преодолели канаву, и продолжили наш путь к парку.

Сделав по дороге несколько остановок для фотографирования окружающего пейзажа, через некоторое время прибываем к воротам, на которых указано название парка, а также приведен краткий (из 6 наименований) представителей фауны, которых там можно было встретить.

Недлинная дорожка приводит нас в месту, с которого открывается вид, очень сильно напоминающий тот, который режиссеры любят показывать в фильмах про Африку - поле с пожухлой травой, окаймленное зарослями, в центре которого высится лианоподобное дерево.

Посетовав на отсутствие характерной шляпы и верного Wrangler, отправляемся дальше - то бишь в кассу.

Заплатив необходимую мзду (десяток рупий за посещение, десяток - за фотографирование), кратко знакомимся с правилами поведения в парке.

Для тех, кто не очень представляет себе, что такое национальный парк - дадим небольшое пояснение, что же это такое. Итак, национальный парк - это, по сути, участок леса, который огорожен забором (а в некоторых местах и не огорожен, а отделен лишь административно от остальной местности), в котором, по уверению табличек, этот самый парк окружающих, живут разные звери. Из зверей нам больше всего запомнилась королевская кобра и черная пантера - и именно желание увидеть их руководило нами, когда мы принимали решение поехать в парк.

Важный момент - это не зоопарк, где вышеуказанные звери сидят в клетках и представляются на обозрение публики - тут, с одной стороны, нет гарантии, что кого-то увидишь - спит себе эта черная пантера в другом конце леса, и все - но с другой стороны, есть возможность увидеть их именно в естественной обстановке.

Правила поведения в парке соответствующие - на щите с информацией упоминается, кто тут хозяин (звери), и кто гость (бледнолицые). Кроме того, сказано, что кормить зверей не следует - они и сами найдут себе пропитание (в принципе, примерно понятно, почему черную пантеру не надо кормить специально - она и сама разберется, кого ей съесть).

Тонкости поездки в парк именно на скутере (а не на, например, закрытом со всех сторон джипе) мы изначально до конца не оценили. Звери-то бродят по лесу, и встреча с ними может быть не такой благополучной, как в случае, когда вас от них отделяет изрядной толщины преграда. Тем не менее, забегая вперед, скажем, что с пантерой и коброй нам встретится не удалось, а проблемы возникли с несколько более другими животными - причем с такими, от которых мы никаких проблем и не ждали. Но об этом позже.

Итак, мы въезжаем в лес. В лесу предусмотрены дорожки, по которым вполне можно ехать. Конечно, автобаном там и не пахнет, но и полным бездорожьем их не назовешь. Я не исключаю, что в сезон дождей там все размокает, но в наш приезд никаких дождей не было, поэтому дорога была весьма приличной.

Основная дорога проходит через парк насквозь, и заканчивается деревом, на котором установлен домик для наблюдения за зверями (на картах, которыми снабжен каждый перекресток, это место так и называется - "tree top").

Мы решили, что для осмотра парка нам будет достаточно проехать по этой дороге до конца, и вернуться обратно. По пути можно периодически останавливаться, дабы осмотреться и запечатлеть окрестности, ну и подождать - вдруг кого из  зверей увидим.

После очередного поворота, видим мы стадо коров, которое пасется вокруг дороги. Само по себе стадо было вполне безобидным, но среди коров был один бык. Завидев наш ярко-желтый скутер, а также непредусмотрительно одетую на меня яркую футболку, он резко бросил свои дела, и побежал за нами. До этого дня за мной не бегали звери крупнее собаки, так что тот факт, что на этот раз бежал бык массой в полтонны с довольно острыми направленными вперед рогами, немного адреналина прибавлял. Однако, со скутером быку было сложно тягаться в скорости, поэтому немного придавив газ, мы скрылись за поворотом, чего оказалось достаточно, чтобы он про нас забыл.

К самому дереву, на котором находится домик для наблюдения, проезда нет - необходимо оставлять транспортное средство на дороге, и идти пешком. Итак, мы бросаем скутеры и углубляемся в лес.

Лес, на первый взгляд, похож на наш - как будто остановился по неотложным делам где-нибудь в районе Сестрорецка, а вовсе даже не на другом конце света находишься. Однако, если присмотреться - видно, что лес не такой. Другие деревья, другая почва, нет муравейников: Правда, вместо муравейников периодически попадаются термитники. Мне кстати еще с детских лет (буквально с тех пор, как мне попалась книга Акимушкина на эту тему) было интересно лично проверить, насколько крепкие домики они (термиты) строят. Как оказалось - весьма и весьма. Во всяком случае, мои 95 кило живого веса не смогли нанести никакого ущерба естественному строительному материалу, которым пользуются эти насекомые - такое ощущение, что стоишь на бетоне.

Сам три топ оказался не слишком интересным - домик, который находится на высоте метров 30 над землей (туда довольно забавно лезть по лестнице), под которым находится небольшой пруд. Видимо, если остаться там на продолительный срок, можно увидеть зверей, которые придут на водопой, но нам в этом плане не очень повезло - никто так и не появился за все 20 минут пребывания в домике.

В общем, спустились мы вниз, вернулись к скутерам, завели моторы и поехали назад.

Обратная дорога оказалась несколько сложнее. За очередным поворотом мы увидели стадо коров, которое в нашу первую встречу паслось на обочине, идущим по дороге. Причем конфигурация дорог там такова, что по бокам сделаны канавы для отвода воды в сезон дождей, т.е. окромя как в специально оборудованных местах с дороги на транспортном средстве не съехать.

И вот это стадо бежит нам навстречу. Впереди бегут коровы, которым на желтый скутер наплевать, но мы-то знаем, что где-то там есть и бык. Его пока не видно, но он там есть (с).

Прикинув, что назад до места, в котором можно съехать с дороги, нам возвращаться уже весьма прилично (да и далеко там не отъехать, так что это решение не совсем подходит), решаем проезжать через стадо. Энтузиазма нам добавил наш шведский друг в белой рубашки на черно - сером скутере, который совершенно беспрепятственно через это стадо проехал.

Итак, мы въезжаем в стадо. Коровы довольно тугодумны, они не успевают сообразить, что происходит, пока скутер не удалиться от них на приличное расстояние, поэтому вначале можно было просто аккуратно между ними маневрировать.

Но вот происходит ключевой момент  - мы видим быка. Хуже то, что он видит нас, а расстояние между нами - около 2 метров.

Он опускает рога, разворачивается, и несется на нас. Решив, что лучше врезаться в корову (чего, быть может, еще и не произойдет), чем оказаться на рогах у зверя, я выкручиваю ручку газа до упора, и скутер срывается с места, когда от кончика рога до плоти остается уже не более 30 сантиметров.

В общем, уехать нам удалось. Заодно я узнал, что могу маневрировать между коровами на скорости в 70-80 км/ч.

Дальнейший путь обратно прошел без проблем, и к вечеру мы благополучно достигли своего бунгало, чтобы открыть очередную бутылку старого монаха.

Вторая поездка была посвящена старому португальскому форту. Являясь любителем различных древних фортификационных сооружений, я не мог пропустить такую достопримечательность.

Находится сей славный форт на Мысе Судьбы (Cape Roka). Это, конечно, не тот Мыс Судьбы, с которого отправлялся в свои путешествия Васко да Гама, но, видимо, португальцам, несшим службу вдали от дома, хотелось иметь что-то родное не так далеко, как в Европе, и они назвали мыс знакомым именем.

На сей раз мы сделали выводы относительно желаемого цвета скутера, и отправились выбирать двухколесного друга на день в твердой уверенности, что на желтом больше никуда не поедем.

Однако, так как проснулись мы не рано, нас ждало некоторое разочарование - на стоянке перед пляжем свободных скутеров уже не осталось - все были сданы. Пришлось пройтись по многочисленным "турагентствам" на улице, идущей от пляжа к трассе - и вот в одном из них нам ответили, что да, один скутер найду, но он будет стоить дороже, чем обычно. Впрочем, с "дороже" нам удалось справиться при помощи небольшого торга, и, взяв пару шлемов, мы отправились в очередную поездку.

Дорога в форт идет по довольно живописным местам, и напоминает оранжевую трассу из Need for Speed II - такого же цвета скалы (да и сама дорога тоже оранжевая - скалы эти понемногу осыпаются), периодически по сторонам попадаются пальмовые заросли.

Не сильно торопясь, за часок-полтора мы доехали до места назначения. Встречали нас массивные ворота, заросшие травой стены и почти полное отсутствие народа (за исключением пары туристов и пары индийских детей, увлеченно собиравших орехи на парковке перед  входом в форт.

Форт полностью соответствовал моим представлениям о колониальной архитектуре.

Ворота с узкими бойницами, снабженные сверху дополнительными помещениями (правда, ворота и стены не очень высокие - особенно если сравнивать с нашими кропостями), рядом со вхоом внутри форта - белая церковь характерной формы, старые (и не очень) остовы домов, лианы, оплетающие деревья и строения в общем, достаточно аутентичная обстановка.

Сам форт занимает довольно большую площадь, но используется лишь малая ее часть - внутри кольца из стен (кое-где замененного естественными препятствиями в виде скал) присутствуют большие пустыри, местами поросшие травой, а местами - обнажающие пористую породу скалы, на которой стоит укрепление.

Стены, надо сказать, кое-где разрушились и естественным путем, но кое-где сохранились даже наблюдательные пункты, с которых открывается весьма приятный вид на океан.

Если пересечь форт насквозь, то можно увидеть полуостров, выдающийся в океан, поросший вездесущими здесь польмами и ярко-синей поверхностью воды за ним. Полуостров тоже напоминает игру - кто то, может, в свое время увлекался "Проклятием острова обезьян" - такое ощущение, что остров Обезьян именно отсюда и срисовали.

Другие места форта замечательно подходят для съемок фильмов про Индиану Джонса - типичные джунгли, лестницы в никуда, лианы, старые башни: В целом, форт посещения стоит. Может быть, стоит даже посещения с альпинистким оборудованием - некоторые ходы отчетливо видно даже с поверхности, вот только спуститься туда без веревок несколько сложно.

Итак, потратив на осмотр форта пару-тройку часиков, мы отправляемся назад, останавливаясь по дороге для фотографирования особо приглянувшихся видов, а также для того, чтобы освежится стаканчиком чего-нибудь прохладного в придорожных кафе.

Еще один денек был посвящен прогулке на лодке с целью просмотра дельфинов. Лодка предлагалась обычная рыбацкая - такая, как используется местными жителями (т.е. сделанная из досок и веревок, с одним противовесом). Прогулка длится около полутора часов, заплатили мы за нее по 150 рупий с человека. При этом большинство предложений содержат пометку "если вы дельфинов не увидите - мы вернем вам деньги/сделам скидку". Так вот на подобные пометки внимания можно не обращать - все равно, вблизи вы их скорее всего не увидите - обычно ближе метров 300 они к лодке не подплывают, а издалека увидите с почти 100-процентной вероятностью - только вот разобрать, что это именно дельфин выпрыгнул из воды бывает довольно сложно. Единственный минус таких прогулок - лодки выходят довольно рано, так что и вставать приходится раньше, чем это делает большинство гостей пляжа. Кроме того, если у вас есть склонность к морской болезни - лучше запастись соответствующими средствами, на лодке может ощутимо качать.

Заканчивая рассказ про Гоа, хотелось бы упомянуть еще об интересной особенности местных вечеринок. Дело в том, что в Гоа действует закон, согласно которому шуметь после 10 вечера нельзя. Соответственно, вечеринки с громкой музыкой продолжаются только до этого момента. После же 10 всем посетителям выдают беспроводные наушники, и дальше вечеринка продолжается в полной тишине - т.е. музыку слышат только те, кто в наушниках. Если же у вас наушников нет - можете понаблюдать довольно забавное зрелище, как толпа народу бесшумно двигается в совершенно одинаковом ритме ;)

Справедливости ради, стоит отметить, что в последний вечер нашего пребывания в Палолеме, мы все ж пошумели и после 10 вечера. У соседей-музыкантов из Британии совершенно случайно оказалась гитара, и мы вспомнили отечественную классику - типа "Перевала" и "Атлантов" под южным небом далекой страны:

Для возвращения в аэропорт достаточно было немного пообщаться с таксистами, коих на главной улице, ведущей к пляжу, довольно много - и вот мы садимся в Сузуки-Марути, и едем назад. Можно было бы поехать и автобусом, который идет буквально от пляжа, в Мадгао, и оттуда уже добираться до Даболима - но мы решили сэкономить время, и побыстрее доехать на такси.























































































Местоположения

Dabolim
Индия
15° 22' 50.0016" N, 73° 49' 59.0016" E
Palolem
Индия
Agonda
Индия
29° 38' 39.0948" N, 81° 50' 14.5752" W