Первое путешествие в Индию, часть 6


Javascript is required to view this map.

В Дели наш самолет приземлился уже в темноте. Получение багажа, препейд-такси до Мейн Базара, и вот мы стоим в самом туристическом районе столицы второго по населенности государства мира.

Гостиницу выбираем в соответствии с указаниями LP (а вернее, ищем вывески с упоминавшимися в нем названиями), размещаемся за 400 рупий в номере с гламурной облицовкой стен полированным камнем, и отправляемся на вечернюю прогулку по городу, основной целью которой было чего-нибудь скушать.

Через некоторое время встречаем первый на нашем пути в Индии супермаркет, в котором закупаемся стандартной питьевой водой, какими-то фруктами и соком. В принципе, особых бонусов в пользовании супермаркетом в этой стране я не обнаружил - на рынках можно покупать все то же самое, да еще и торговаться в случае необходимости.

Недалеко от супермаркета обнаруживается забегаловка для индусов. Хотя нет,вру, пара европейцев там все же сидела  - собственно, мы решили, что так как и индусов там много, и европейцы присутствуют - это должно быть нормальное заведение, и туда и направились с целью немного подкрепиться.

Руководил процессами там колоритный дядька в чалме, который весьма вежливо осведомился, чего мы хотели бы поесть. Мы объяснили, что хотелось бы курицу, но шоп ее прям при нас сделали, и, желательно, ноу-спайси. Дядька сказал, что нет проблем, ее могут даже прямо сейчас замариновать и испечь, но вот только если мы хотим ноу-спайси - придется заплатить за всю курицу целиком, ибо такого потом никто из местных есть не будет. Ноу проблем, отвечаем мы - тем более что "заплатить за всю курицу" - это около 100 рупий, то бишь 60 рублей.

Далее индусы шустро принимаются нам эту курицу готовить, а мы проходим внутрь заведения. Тут нашим глазам предстает весь ужас, который шепотом передавали из уст в уста те, кто в Индии никогда не был, и спокойно рассказывали те, кто был - столы, которые вытирают той же тряпкой, которой и моют посуду, несколько грязное помещение, и так далее. Но после двух недель путешествия нас уже такой фигней не испугаешь, и мы сидим и дожидаемся своей курицы-афгани вместе с гарниром в лице риса и овощей.

Выйдя в какой-то момент перекурить, я разговорился с дядькой-руководителем об их жизни, попутно начав разбираться в некоторых индийских девайсах. Например, я узнал, что в Индии легко решили проблему с электричеством в деревнях, да и городах на случай отключения сети - переделанный двигатель от одного из местных грузовиков вполне прилично служит именно таким генератором, а при необходимости может еще и молоть зерно, точить ножи и выполнять кучу других важных в хозяйстве функций. Сей агрегат был мне тут же продемонстрирован (правда, стоимость такого генератора - порядка 25 тыс. рупий, то бишь почти семьсот баксов - по моим представлениям, для индийских деревенских жителей сумма более чем приличная).

Что более интересно, я воочию увидел, что же такое тандури - печка, которая применяется для приготовления индийских блюд.

Выглядит она как шарик высотой до полуметра, со срезанной верхушкой. На дне печки разводят огонь, и готовят в ней все, начиная от хлеба и заканчивая мясом. При этом лепешки, например, пекут, просто прилепляя их к верхнему своду, а курицу - опуская шампур вниз.

Но вот наша еда готова, и мы в компании индусов, у которых, несмотря на поздний час, только что закончился рабочий день, приступаем к трапезе.

Скажу честно, индийская еда, особенно в забегаловках такого типа - обалденно вкусная. Кроме того, учитывая примитивный способ приготовления пищи - весьма безопасная (вся зараза, которая могла быть в курице, во время достаточно серьезной термической обработки, которая происходит буквально на ваших глазах, вполне надежно уничтожается). Стоит отметить, что еда в дорогих ресторанах, которую готовят на кухне, скрытой от глаз посетителей, с гораздо большей вероятностью может вызвать неприятные последствия - и, в подтверждение этому факту, я знаю множество случаев, когда люди травились в дорогих индийских ресторанах, и ни одного - когда травились в подобного рода забегаловках.

Итак, отужинав, мы отправляемся на боковую.

С утра снимаем наиболее дешевый из имевшихся номеров (150 рупий) с целью оставить там свои вещи и маленько поспать перед самолетом, и отправляемся на осмотр города.

Хозяин гостиницы предлагает за 800 рупий машину с водителем, но мы решаем, что на рикшах будет дешевле. Останавливаем первого попавшегося и отправляемся в первый пункт, стоявший в обязательной программе - учитывая упоминавшуюся ранее мою страсть к фортификации, внимательный читатель уже наверняка понял, что речь идет о Красном Форте.

Красный форт (или Ред Форт, как его называют индусы и англоязычные товарищи) поистине огромен. Это не только сооружение, призванное защищать своих обитателей от вражеских осад, но и весьма приятственный дворец, большой парк, куча культурных сооружений, и так далее.

Подробно описывать его историю я не буду - в принципе, даже приведенной в LP информации вполне достаточно для его осмотра, но некоторый моменты, которые привлекли лично мое внимание, опишу.

Во-первых, вход. Входить в форт необходимо через ворота, от которых под углом в 90 градусов идет длинная галерея с магазинами. На изгибе стоит пулеметчик, направив ствол в толпу (вернее, там стоит несколько пулеметчиков, но пулемет у них один). Кроме того, рядом стоит бронещит - видимо, на случай осады форта.

Вообще, пулеметчиков и других вооруженных военных в форте довольно много. Насколько я понял, ничего похожего на существующий в наших войсках запрет направления оружия на человека там, видимо, нет - во всяком случае, автомат, винтовка или пулемет, направленный в толпу - там обычное явление.

Во-вторых - посетители. Была суббота - видимо, день, когда школьников водят на ознакомление с культурой своей страны. Водят их классами - человек 50 в одинаковой форме парами ходят по форту. С ними у меня случился небольшой казус - в уже упомянутой галерее на входе навстречу нам идет такой вот класс ребятишек лет 8-9. Первый из них подходит ко мне и говорит чего-то типа "Уважаемый белый человек, позвольте пожать Вам руку". Ну, говорю, не вопрос, пожми. Я не предполагал, что все остальные ребята из этого класса воспримут мое согласие как данное и им лично - в результате, руку мне пожали абсолютно все. Так я сумел примерно представить, что такое слава ;)

Описывать сам Ред Форт - занятие неблагодарное. Это одно из мест, посетив которое понимаешь, что Европа, в сущности, гораздо менее интересна, чем Азия - ни такого размаха, ни таких технологических решений (типа кондиционирования) в Европе в те времена, в которые строился индийский форт, не было. Смотрите фотки, а еще лучше - отправляйтесь туда, чтобы воочию увидеть.

Кроме Ред Форта, был запланирован к посещению Храм Лотоса и Кутуб Минар.

Храм Лотоса позиционируется как храм всех религий. Т.е. любой может зайти туда и помолиться своему богу. Представляет из себя современное здание, окруженное своего рода парком с дорожками.

В принципе, не могу сказать, что меня он чем-то впечатлил - ну да, храм, внутри куча народу и все молчат - типа молятся (хотя наверняка, половина пришла как и я - просто посмотреть), на входе в сам парк заставляют снимать обувь - но вот как то не торкнуло.

А вот Кутуб Минар действительно впечатлил. Это самый здоровый минарет в Индии, который строили черт знает сколько веков. Все стены исписаны религиозными текстами, окружает его некоторая архитектурная группа сопутствующих сооружений, и т.д. - опять-таки, не буду останавливаться на исторических подробностях, скажу в трех словах: могу рекомендовать к посещению.

После этого мы отправляемся в гостиницу, кушаем в понравившейся вчера забегаловке, закупаем на Мей-Базаре сувениров, и часов в 9 вечера выезжаем в аэропорт.

Предпоследнее лирическое отступление посвятим индийской столице.

Дели - большой город. Большой шопесдетс. Москва и рядом не стояла. Раньше я не представлял, что такое людской муравейник - теперь представляю. Это действительно город контрастов - очень красивая строгая и официальная часть города, состоящая из дворцов соседствует с трущобами, сделанными из полиэтилена и палок. Нищие, просящие милостыню и благородные индусы в чалмах, рикши, спящие в своих повозках, и бродящие по толпе коровы, обшарпанные крыши и стены с мраморной облицовкой - это все столица Индии. Запах гари, отделанная кафелем стена в виде туалета, обалденные фонтаны за высокими заборами, и чем-то напоминающие наши южные города дорожки в богатых районах, хаотичное движение и постоянный гул клаксонов - все это собрано здесь.

Встреченные нами намедни русские сказали, что рикша до аэропорта не может стоить больше 150 рупий. Сами же рикши начинали торговаться с 300, а то и больше - но в конечном счете, вполне удалось найти товарища, который согласился на 150 (хотя расстояние там, в общем-то, довольно приличное - минут на 40 езды как минимум).

Итак, мы сели в рикшу и направились в аэропорт, размышляя, чем бы занять себя в оставшиеся почти три часа до начала регистрации. Но, как оказалось, индусы уже решили эту проблему за нас.

Сначала нас ждала небольшая (на пол-часика) пробка на въезде в аэропорт.

Далее - очередь непосредственно на вход в аэропорт. Обусловлена она была тем, что из Дели большинство дальнобойных самолетов вылетают вечером или ночью, соответственно, нужно было за несколько часов загрузить несколько судов типа A330. Кроме того, на вход стоял дядька, который проверял билеты, и при этом, видимо, был не очень силен в английском и расшифровке - на каждый билет он тратил минут по пять. Соответственно, даже благообразные европейцы теряли всякий налет цивилизации, и очередь превращалась в хорошо нам знакомую дикую толпу, которая пыталась прорваться в аэропорт.

После проверки билетов была еще одна (почти такая же) очередь на проверку багажа. Единственным светлым пятном в этой эпопее была непосредственно регистрация - Swiss все сделал быстро и без проблем.

Но дальше опять вступили в действие индийские порядки. Еще одна очередь (см. фото) была на личный досмотр. Еще одна - на погранконтроль, и лишь после этих двух очередей мы наконец попали в зал ожидания. С момента, как мы приехали в аэропорт, прошло почти четыре часа:

Остальная часть путешествия уже не так интересна по сравнению с тем, что было до этого - чистенький самолет швейцарской компании, сонный Цюрих с электричками, которые ходят по секундам, чистота на улицах и маленький европейский город в горах (см. соответствующую историю), после которого три часа полета - и мы в Москве, а там и ночь на поезде до Питера:

Первое путешествие по Индии подошло к концу.

Подводя итоги - поехал бы я туда еще разок? Определенно, и не раз. Посоветовал бы другим ехать? Вот тут не уверен. До Индии надо "дозреть", пересытится Европой, приготовиться к неминуемому культурному шоку, который испытаешь, впервые попав в Азию - и тогда она будет новым открытием. Ну а тем, кто боится грязи, различной заразы, и так далее - туда лучше не ездить и бояться из России (хотя Площадь Трех Вокзалов, на мой взгляд, гораздо грязнее, чем индийские улицы. Да и заразы там всякой, я думаю, поболее будет).

Посещенная нами на обратном пути маленькая Швейцария лишь помогла "немного вернуться" к той более привычной северной жизни, к чистым европейским улицам, к продуманной и идеально отлаженной работе всех служб, и т.д.

Но впечатление, что жизнь - там, на ночных дорогах Гуджарата, в Джайпуре, в предместьях Ахмадабада - осталось...

Наш номер в Дели. Стены и картины вполне могут стать декорациями к индийскому фильму.
Наш номер в Дели. Стены и картины вполне могут стать декорациями к индийскому фильму.

Даже колонны предусмотрены.
Даже колонны предусмотрены.

И вот мы на самой знаменитой среди туристов улице - Main Bazaar.
И вот мы на самой знаменитой среди туристов улице - Main Bazaar.

Ред Форт.
Ред Форт.

На входе в форт стоят массивные башни.
На входе в форт стоят массивные башни.

И охраняют это дело минимум два солдата (правда, пулемет на двоих только один).
И охраняют это дело минимум два солдата (правда, пулемет на двоих только один).

Но предусморен и бронещит - на случай, если супостат задумает штурмовать крепостью
Но предусморен и бронещит - на случай, если супостат задумает штурмовать крепостью

Далее идет длинная галерея, по которой можно попасть внутрь форта.
Далее идет длинная галерея, по которой можно попасть внутрь форта.

Некоторые виды. Подробно описывать не буду - можно просто посмотреть.
Некоторые виды. Подробно описывать не буду - можно просто посмотреть.









Знак "Не входить" может быть выполнен из проволоки либо трубы.
Знак "Не входить" может быть выполнен из проволоки либо трубы.

А иногда даже и из двух труб.
А иногда даже и из двух труб.


Дома для расслабления - стоят в бассейне, чтобы прохладная вода остужала воздух.
Дома для расслабления - стоят в бассейне, чтобы прохладная вода остужала воздух.


Индийский бас и велорикша.
Индийский бас и велорикша.

Храм Лотоса.
Храм Лотоса.

Внутри довольно современно.
Внутри довольно современно.

И присутствуют глазастые кусты.
И присутствуют глазастые кусты.

Ктуб Минар - самый здоровый минарет.
Ктуб Минар - самый здоровый минарет.

Вокруг много других построек, так же связанных с религией.
Вокруг много других построек, так же связанных с религией.



Кое-что сохранилось не очень хорошо.
Кое-что сохранилось не очень хорошо.






Солнечные часы - до сих пор ходят.
Солнечные часы - до сих пор ходят.

Очередь на security check в аэропорту Дели.
Очередь на security check в аэропорту Дели.

Местоположения

Delhi
Индия
28° 38' 7.1088" N, 77° 13' 29.856" E
Zürich (Швейцария) Zürich
Швейцария
47° 22' 2.4492" N, 8° 33' 0.0108" E
Москва (Россия) Москва
Россия
55° 45' 0" N, 37° 37' 0.0012" E