Петрозаводск - Гирвас на двух колесах


Javascript is required to view this map.

  Успех велопробега до Куркиёки заставлял задуматься о том, чтобы продолжить славную традицию путешествий на двухколесном транспорте, приводимом в движение мускульной силой находящихся на нем людей.   В плане таких небольших путешествий вполне подходит находящаяся поблизости и снабженная великолепной природой и хорошим бездорожьем (равно как и некоторым дорожьем) республика Карелия.  Примерно по такому обрыву мы спускались Один из плюсов велотрипа туда состоит в отсутствии необходимости долгой поездки на авто по дорогам с не очень, скажем так, стабильным качеством, каковая сопряжена с некоторой усталостью, без потери мобильности на месте. Действительно, до Петрозаводска ходят весьма удобные поезда, которые выходят из Питера в 22-00, и около 7 утра прибывают в столицу Карелии. Аналогичный поезд есть и обратно. В связи с этими факторами, достаточно достать билет в плацкартный вагон (о поездке в купе с несколькими велосипедами, речи, конечно, не идет – размещение их там сопряжено с существенными трудностями, хотя, как мы знаем, вполне возможно), хорошо поспать ночью, и с утра уже бороздить лесные просторы.  В прошлом году была предпринята попытка попадания в Муромский монастырь и находящийся неподалеку мыс Бесов Нос с целью осмотра петроглифов древних цивилизаций, но по ряду причин цель достигнута не была (хотя в целом покатушка оказалась вполне приятственной – об этом можно почитать в моем отчете «Выходные в Карелии с велосипедом»), так что в этом году мы решили повторить поход, сделав целью мыс Бесов Нос, и учтя проблемы, с коттоырми пришлось встретиться в прошлом году, а именно – дорожную обстановку.  Однако, проблемы с водными транспортными средствами, которые преследуют меня в этом году, внесли свои коррективы в этот план – как оказалось, в субботу утреннего парохода, на котором можно было бы пересечь Онегу, не будет до сентября, а перспектива ехать на Комете в 6 вечера нас не прельщала. Посему планы пришлось опять более-менее оперативно пересматривать, и в качестве новой цели был выбран потухший вулкан в селении Гирвас, плюс – попутные достопримечательности (знаменитый водопад Кивач, курорт Марциальные воды).Форелевая ферма  Итак, ранним утром в субботу мы прибываем в столицу Республики Карелия. Минут пятнадцать уходит на то, чтобы выгрузиться из поезда, еще минут двадцать – на закупку провианта в единственном работавшем в семь утра магазинчике с ностальгическим названием «Ленторг» на привокзальной площади, и в 7:50 мы загружаемся в электричку, следующую до станции Медвежья Гора (то бишь Медвежьегорск).  Сделано это было с целью избежать выезда из города, каковой абсолютно не интересен с точки зрения велосипедного трипа, но требует времени, знания улиц, и желания ехать в транспортном потоке по не очень широким улицам.  Карельские электрички нам понравились – чисто, большие тамбуры (три велосипеда там помещаются легко, практически не уменьшая доступной площади), мягкие сиденья.  По дороге, сверяясь с картой, ведем спор о том, до какой же станции все таки ехать.  Вроде как до от Кондопоги ближе к Гирвасу, но, с другой стороны, хочется экстрима и езды по лесу. В итоге решаем сойти на станции Суна, ибо, судя по карте, неподалеку от нее начинается грунтовка, которая выходит на М18 уже после Кондопоги. Увы, решение оказалось ошибочным – поплутав немного по окрестным деревням и поспрашивав местных жителей, выясняем, что на самом деле эта дорога в настоящий момент практически не проезжаема даже на велосипеде.  Итак, возвращаемся на новую М18 и движемся на север.   Памятник катку По дороге встречаем заправку Лукойл справа от трассы (перед указателем «Медвежьегорск – 100»), которая содержит весьма хорошую кафешку, со вкусной едой и замечательными булочками, где и восполняем дефицит калорий. После обеда фотографируем местную достопримечательность – памятник асфальтовому катку, и продолжаем движение.  После соответствующего указателя делаем крюк около 16 км (8 км в одны сторону), и заезжаем на одну из самых распиареных карельских достопримечательностей – водопад Кивач. В это время водопад действительно довольно полноводен и красив. Въезд (вернее, вход) стоит 20 руб. (для студентов – 10 руб.), Кивачмашины свадебного кортежа – по полташке за штуку. Велосипеды можно оставить у будки кассира, ибо по территории заповедника перемещаться на них проблематично – везде  лестницы и скалы.  Кивач является местом паломничества карельских молодоженов, поэтому видовые места частенько оказываются заняты.   После Кивача продолжаем движение на север, периодически останавливаясь для любования окрестностями и отдыха. Дорога становиться весьма хорошей – ровный асфальт, разметка, широкая асфальтированная обочина, не особо большой поток машин – в целом, ехать приятно.   За километр до поворота на Гирвас решаем заехать в близлежащую деревню - Уссуна, дабы пополнить запасы огненной и простой воды. Сворачиваем с трассы, едем по грунтовке, и попадаем на «центральную площадь». На ближайшем доме висит большое объявление – автолавка приезжает по вторникам и пятницам. Что ж, с покупками – облом, но в деревне все же есть пара вещей, которые позволяют не жалеть о потраченном времени.   Телефонная будка без телефона Первая – концептуальная, будка без телефона. Видимо, в Карелии идет некая программа телефонизации всех деревень, для чего везде устанавливают будки (вернее, не будки, а козырьки) для телефонов с антеннами на столбах – очевидно, строят сотовые таксофоны. Но инфраструктура уже есть, а самого таксофона – пока нет, так что остается пользоваться старыми добрыми сотовыми телефонами.  Второе – заброшенный дом. Дом довольно большой (хотя, скорее всего, не многоквартирный – но сейчас уже установить это сложно, ибо многие из перекрытий уничтожены временем. Заброшенный дом - д. Уссуна Я давно хотел зайти в один из таких домов, которых, в принципе, много в глухих деревнях, и посмотреть, что происходит с ним после того, как хозяева его бросают.  Пейзаж внутри был довольно обыденным – мусор, печка, скрипящие остатки полов и перекрытий. Но главным штрихом, заставляющим взглянуть на эту композицию, была валявшаяся в грязи и мусоре, среди старых ботинок и банок от кефира, хорошая картина с человеком в дореволюционной форме (подписей на ней не было, но решили, что более Осколок империивсего изображенный на ней мужчина похож на Николая Второго). Такой вот осколок старого режима, переживший революцию, коммунизм, перестройку, и выброшенный на свалку в новейшей истории…  Ладно, раз тут с магазином облом – набираем воды из колодца, и едем до заправки на повороте на Гирвас.   На заправке произошел с нами забавный случай. Магазин и непосредственно заправка несколько разнесены. Подъезжаем мы к магазину, ставим велики с торца здания, рядом с нарисованным на земле белым полукругом. Около полукруга написано – за линию, типа, не заходить, опасно. Вдалеке сидит небольшая собаченка на цепи, и яростно лает, но цепь у нее короткая – до нас добежать не может. Мы с улыбкой обсудили – вот, дескать, какие перестраховщики – ради такой шавки нарисовали круг, да еще такой, до которого она никогда в жизни не достанет. Вытащили по сигаретке, стоим-курим (ну, в смысле, я курю, а ребята просто отдыхают). Вдруг до нашего слуха доносится весьма громкий железный лязг, который заставляет несколько насторожиться по причине отсутствия объяснимого на данный момент источника… В общем, из-за угла здания выбегает весьма приличных размеров волкодав, и несется прямо к нам. Как оказалось, круг был нарисован вовсе не из-за маленькой собачки, так что хорошо, что мы все-таки за него не зашли…   Наш бережокПотом проезжаем оставшиеся 8 км до Гирваса, запасаемся в магазине всем необходимым, и едем на гидроэлектростанцию.   География Гирваса довольно проста – въехав в поселок со стороны новой М18, можно проезжать его прямо – в этом случае вы выедете к плотине, и далее сможете продолжить движение по старой М18 в сторону Петрозаводска. Либо можно повернуть у второго магазина направо, и через два километра будет сам вулкан и гидроэлектростанция с форелевой фермой. Оба места заслуживают посещения, но, так как нам надо было где-то разместиться на ночевку, решаем ехать к вулкану.  Вулкан Спуститься вниз можно, свернув метров за 100 до моста между трехэтажными кирпичными домами направо, оттуда открывается вид на станцию и водосброс.  Можно спуститься и после первого пролета моста – разберетесь, ничего особо хитрого нету.  Пообщавшись с местными, узнали про места для стоянок. Сразу после моста начинается грунтовка (идет правее шоссе), по которой можно проехать вдоль обрыва до нахождения интересующего места. Мы проехали около пары км (в принципе, их можно было проехать и по шоссе – смычки есть). Далее съехали с горы, немного поплутали в поисках выхода непосредственно к воде, и разбили лагерь прямо на берегу. Общий пробег по велокомпьютеру за день составил около 120 км.  Вечером нас ждали бонусы походной жизни – тушенка, гречка, чай, и т.д. – в общем, описывать особого смысла нету.    Плотина на М18На следующий день проснулись около 9 утра, и выехали на шоссе, пофотографировали вулкан и окрестности, прокатились к плотине, и поехали себе по старой М18 в Петрозаводск.  Маршрут этот довольно известен, проходит через Спасскую Губу (горнолыжный курорт, правда, подъемников мы не видели – но, возможно, с трассы их и не должно быть видно), Марциальные воды - санаторий, Кончезеро (старый медный завод, который строили еще при Петре. Находится на частной территории, через забор перелезть в принципе можно), и довольно живописен.  Церковь в Кончезере Дорога снабжена асфальтом среднего качества, но на велосипеде ехать вполне комфортно. Трафик небольшой, много спусков и подъъемов – в общем, можно рекомендовать к использованию.  Часикам к половине пятого достигли селения Шуйское, откуда по плану полагалось ехать на электричке (дабы избежать въезда в Петрозаводск по загруженной в силу воскресенья трассе, и петляния по городу). Электричка подошла по расписанию, загрузились, и поехали. Велосипедная часть поездки, в общем-то, подошла к концу.  Да и сама поездка заканчивалась – в свободное время посидели на набережной, покушали, да и подошел час отправляться на вокзал – с утра надо было на работу… Общий пробег на велосипедах за эти два дня составил 230 км.  

Памятник катку
Памятник катку

Кивач
Кивач

Кивач
Кивач

Скалистые берега
Скалистые берега

Заброшенный дом - д. Уссуна
Заброшенный дом - д. Уссуна

Телефонная будка без телефона
Телефонная будка без телефона

Осколок империи
Осколок империи

Видимо, тут все заливает, когда открывают плотину
Видимо, тут все заливает, когда открывают плотину

Бивак
Бивак

Наш бережок
Наш бережок

Вдали - электростанция
Вдали - электростанция

Примерно по такому обрыву мы спускались
Примерно по такому обрыву мы спускались

Вулкан
Вулкан

Здание электростанции
Здание электростанции

Мой лисапед и рюкзак
Мой лисапед и рюкзак

Форелевая ферма
Форелевая ферма

Ворота
Ворота

Плотина на М18
Плотина на М18

Кран для открывания плотины
Кран для открывания плотины

Церковь в Кончезере
Церковь в Кончезере

Внутренности церкви
Внутренности церкви

Местоположения

Санкт-Петербург (Россия) Санкт-Петербург
Россия
60° 4' 34.4568" N, 30° 7' 16.9788" E
Петрозаводск (Россия) Петрозаводск
Россия
61° 46' 59.9988" N, 34° 21' 0" E
Суна (Россия) Суна
Россия
57° 50' 4.2" N, 50° 3' 52.92" E
Уссуна (Россия) Уссуна
Россия
62° 26' 54.24" N, 33° 48' 24.84" E
Гирвас (Россия) Гирвас
Россия
62° 28' 28.9992" N, 33° 40' 54.0012" E
Марциальные воды (Россия) Марциальные воды
Россия
62° 9' 4.68" N, 33° 52' 44.76" E
Кончезеро (Россия) Кончезеро
Россия
62° 7' 35.76" N, 34° 0' 57.6" E
Петрозаводск (Россия) Петрозаводск
Россия
61° 46' 59.9988" N, 34° 21' 0" E
Санкт-Петербург (Россия) Санкт-Петербург
Россия
60° 4' 34.4568" N, 30° 7' 16.9788" E