Сторожно-сити - самый высокий в Европе маяк и Никольская церковь



В отличные августовские выходные было решено покинуть большой мегаполис для того, чтобы получить некоторого единения с природой, а заодно - изучить в принципе недалекие, но до сих пор непосещенные достопримечательности Приладожья, каковое желание  вполне удачно совпало с приглашением моего приятеля погостить у него на даче.Итак, объектом осмотра стали берега Ладоги в районе деревени Сторожно. Еать туда достаточно легко: по Мурманскому шоссе до Паши, там перед мостом - налево, и далее рядом с указателем Загубье - налево (указатель, правда, не содержит стрелки "налево", но там надо свернуть).Мы доехали на машине до Загубья, собрали велосипеды, и последние 16 км решили проехать по лесу уже на них. 

Берег Ладоги в этих местах весьма пустынен.
Берег Ладоги в этих местах весьма пустынен.

А вообще к маяку и церкви ведут вот такие дороги. Периодически грунт вполне твердый, периодически - песок, что несколько затрудняет путешествие на велосипеде, не делая его, тем не менее, сколь-нибудь неприятным.
А вообще к маяку и церкви ведут вот такие дороги. Периодически грунт вполне твердый, периодически - песок, что несколько затрудняет путешествие на велосипеде, не делая его, тем не менее, сколь-нибудь неприятным.

Подъезжаем к поселку, в котором находятся интересующие нас сооружения. Называется он Сторожно-сити. Видимо, скоро будут строить метро ;)
Подъезжаем к поселку, в котором находятся интересующие нас сооружения. Называется он Сторожно-сити. Видимо, скоро будут строить метро ;)

Вот и первая цель нашего путешествия - Никольская церковь Киприано-Стороженского монастыря. Построена в 1595 году, одна из самых старых каменных церквей Приладожья. Еще год назад стояла в руинах, сегодня - активно реставрируется. Кроме того, интересна конфигурация церкви - она двухэтажная, т.е. внутри, натурально, есть первый и второй (сейчас, правда, почти разрушенный) этаж.
Вот и первая цель нашего путешествия - 
Никольская церковь Киприано-Стороженского монастыря. Построена в 1595 году, одна из самых старых каменных церквей Приладожья. Еще год назад стояла в руинах, сегодня - активно реставрируется.

Кроме того, интересна конфигурация церкви - она двухэтажная, т.е. внутри, натурально, есть первый и второй (сейчас, правда, почти разрушенный) этаж.

Неоднократно замеченные на (или рядом с) заброшенных церквях обрезанные газовые баллоны присутствуют и тут.
Неоднократно замеченные на (или рядом с) заброшенных церквях обрезанные газовые баллоны присутствуют и тут.

Окружают же все это дело идиллические картины спокойного деревенского быта.
Окружают же все это дело идиллические картины спокойного деревенского быта.

Кованные решетки с окон на время реставрации сняты.
Кованные решетки с окон на время реставрации сняты.

Внутри сложено большое количество стройматериалов.
Внутри сложено большое количество стройматериалов.

Можно подняться на второй этаж (фото сделано уже с него).
Можно подняться на второй этаж (фото сделано уже с него).

Сводчатый потолок кое-где обвалился (правильнее, наверное, сказать - кое-где остался), и сверху сделана дополнительная крыша на время ремонта.
Сводчатый потолок кое-где обвалился (правильнее, наверное, сказать - кое-где остался), и сверху сделана дополнительная крыша на время ремонта.

Над сводами второго этажа тоже присутствуют помещения.
Над сводами второго этажа тоже присутствуют помещения.

А пока основная церковь реставрируется - желающим предлагается воспользоваться деревянной часовней, сооруженной тут же.
А пока основная церковь реставрируется - желающим предлагается воспользоваться деревянной часовней, сооруженной тут же.

После осмотра церкви, мы выдвигаемся к сохранившемуся гораздо лучше, но не являющимся столь древним сооружению - маяку. По утверждению местных, этот маяк – самый высокий в Европе (однако Википедия считает, что самый высокий только на Ладоге) – 72 метра (78 – от уровня воды). остроен он был за 2 года – с 1904 по 1906 год, и долженствовал помогать судам безопасно преодолеть Стороженский риф (риф этот идет от мыса Стороженский до острова Торпаков на севере, и представляет собой подводную гряду скал, весьма опасную для мореходов). Со своими задачами, как видно, маяк отлично справляется. Внутрь маяка можно попасть по согласованию со смотрителем либо теми, кто будет находится рядом и будет обладать ключами от дверей ;) Мы такого человека нашли, и теперь я могу предложить вашему вниманию виртуальную экскурсию.
После осмотра церкви, мы выдвигаемся к сохранившемуся гораздо лучше, но не являющимся столь древним сооружению - маяку. По утверждению местных, этот маяк – самый высокий в Европе (однако Википедия считает, что самый высокий только на Ладоге) – 72 метра (78 – от уровня воды). остроен он был за 2 года – с 1904 по 1906 год, и долженствовал помогать судам безопасно преодолеть Стороженский риф (риф этот идет от мыса Стороженский до острова Торпаков на севере, и представляет собой подводную гряду скал, весьма опасную для мореходов). Со своими задачами, как видно, маяк отлично справляется.

Внутрь маяка можно попасть по согласованию со смотрителем либо теми, кто будет находится рядом и будет обладать ключами от дверей ;) Мы такого человека нашли, и теперь я могу предложить вашему вниманию виртуальную экскурсию.

Итак, маяк представляет собой башню, внутри которой предусмотрена винтовая лестница из 399 ступеней на самый верх.
Итак, маяк представляет собой башню, внутри которой предусмотрена винтовая лестница из 399 ступеней на самый верх.

Периодически встречаются площадки для отдыха.
Периодически встречаются площадки для отдыха.

В башне сделано достаточно много окон, и из них порой открываются замечательные виды на окружающую природу, и, в частности, Ладогу (кроме того, сразу за окном виден один из железных поясов, которые предохраняют маяк от разрушения).
В башне сделано достаточно много окон, и из них порой открываются замечательные виды на окружающую природу, и, в частности, Ладогу (кроме того, сразу за окном виден один из железных поясов, которые предохраняют маяк от разрушения).

Подъем наверх довольно продолжительный - вот примерно пол-пути.
Подъем наверх довольно продолжительный - вот примерно пол-пути.

Виды в ясную погоду действительно красивые
Виды в ясную погоду действительно красивые

Можно, кстати, увидеть и всю деревню Сторожно.
Можно, кстати, увидеть и всю деревню Сторожно.

И вот наконец балка, с помощью которой поднимают блоком наверх тяжести - значит, мы почти пришли.
И вот наконец балка, с помощью которой поднимают блоком наверх тяжести - значит, мы почти пришли.

Основание держателя для оптики на верхней площадке.
Основание держателя для оптики на верхней площадке.

Внизу видны наши велосипеды, и другие остатки былого величия.
Внизу видны наши велосипеды, и другие остатки былого величия.

Собственно, пульт управления маяком. Сейчас практически не используется - перешли на автоматику (позднее я вам и ее покажу).
Собственно, пульт управления маяком. Сейчас практически не используется - перешли на автоматику (позднее я вам и ее покажу).

Площадка, на которой установлена оптика (лампы и линза Френеля) с основой площадки "для людей" не соприкасается.
Площадка, на которой установлена оптика (лампы и линза Френеля) с основой площадки "для людей" не соприкасается.

А вот, собственно, и святая святых - линза. Линза состоит из центральной округлой части и поясов сверху и снизу. Единственный вид обслуживания, в котором она нуждается – периодическая протирка спиртом. Кроме того, обратите внимание - часть окон закрыта красной пленкой, ибо свет должен быть виден только в определенном секторе.
А вот, собственно, и святая святых - линза. Линза состоит из центральной округлой части и поясов сверху и снизу. Единственный вид обслуживания, в котором она нуждается – периодическая протирка спиртом. Кроме того, обратите внимание - часть окон закрыта красной пленкой, ибо свет должен быть виден только в определенном секторе.

На поясах видны следы времени – во время Второй Мировой маяк подвергался обстрелу с самолетов.
На поясах видны следы времени – во время Второй Мировой маяк подвергался обстрелу с самолетов.

Как вы думаете, каких размеров реально лампа в маяке? Обычная 500Вт. У меня почти такая же в гараже стояла в свое время - а все же на 19 миль его свет пробивает даже с такой лампочкой.
Как вы думаете, каких размеров реально лампа в маяке? Обычная 500Вт. У меня почти такая же в гараже стояла в свое время - а все же на 19 миль его свет пробивает даже с такой лампочкой.

А управляет маяком вот эта серая коробочка. Небольшое отверстие на правой стенке – фотоэлемент, который включает маяк. Если его заткнуть пальцем – лампа начнет мигать ;)
А управляет маяком вот эта серая коробочка. Небольшое отверстие на правой стенке – фотоэлемент, который включает маяк. Если его заткнуть пальцем – лампа начнет мигать ;)

Все, экскурсия закончена, пора спускаться вниз.
Все, экскурсия закончена, пора спускаться вниз.

По дороге наблюдаем последствия существенной беды здешних мест - высокой влажности. Плесень присутствует в довольно больших количествах.
По дороге наблюдаем последствия существенной беды здешних мест - высокой влажности. Плесень присутствует в довольно больших количествах.

Ну и напоследок - несколько красивых видов Ладоги.
Ну и напоследок - несколько красивых видов Ладоги.


 

Re: Сторожно-сити - маяк и Никольская церковь

Вот после такого очередного посещения маяка с выкладкой фото в NET смотритель маяка чуть не вылетел с работы и на маяк больше не попасть. Даже на территории восстановили ограждение. ворота закрыли на замок и повесели новый знак :"Проезд и проход запрещён!" Смотритель не повёлся даже на деньги. Посещали Сторожно 23.08.2011г.