Острова Саронического залива на яхте, часть 1


Javascript is required to view this map.

А начиналось все почти здесь же два с половиной года назад. Одна моя знакомая обмолвилась, что прошла обучение управлению парусными судами и, типа, есть вариант маленько походить на яхте. Я хоть и не бывал на борту до этого момента, сразу решил - вот он шанс осуществить мечту детства, взлелеянную книгами Рафаэля Сабатини, Жюля Верна и Роберта Стивенсона, попробовать морской романтики, ощутить соленые брызги на лице и палящее солнце посреди безбрежного водного пространства, и вообще - стать одним из персонажей многочисленных рекламных картинок, в которых красивые загорелые люди мужественно пьют Мартини на борту белоснежной красавицы.

Глаз бога в полном великолепии не вылезая из кокпита.Одним словом, тогда я записался в команду в чартерный поход по Кикладам. Опыт оказался весьма положительным, желание заниматься этим делом не пропало, и я стал двигаться дальше. Были Tall Ship Races'2009 в составе британского экипажа Oyster'49, потом Кубок Балтики и близлежащее зарубежье, динамичные прибрежные гонки, изнуряющие 100 миль от Кронштадта до Нервы и обратно на Алькоре, а попутно - изучение теории, приливов, МППСС, и т.д.
В общем, в октябре 2010 года инструктор школы Hamble Королевской Яхтенной Ассоциации, что недалече от Саутгемптона, Юкей, после положенных 5 суток похода выписал мне первый шкиперский сертификат, а именно - Day Skipper Tidal. Путь от юнги до капитана занял чуть более 2 лет.

И настала пора встать к штурвалу и повести вперед свое судно. Посудиной для первого полностью самостоятельного яхтенного похода была избрана Benetau Oceanis 37  в трехкаютной компоновке. Регионом плавания стала достаточно уже знакомая как в плане навигации, так и в плане жизни Греция с выходом из Афин и возвратом туда же через неделю.

Экипаж был набран из числа друзей, в том числе из тех, с кем мне довелось ходить по Балтике, и выглядел следующим образом: шкипер - ваш покорный слуга, старпом - яхтсмен с изрядным опытом, один человек с опытом участия в одной гонке, и три человека, попавших на борт яхты практически впервые.

Итак, все ЦУ выданы, народ собрался, морально подготовился и получил предписание быть в условленный день в Афинах.

Процедуру попадания в Грецию описывать не буду - тут все многократно уже обсасывалось со всех сторон, и начну прямо с прибытия.

Итак, наш самолет приземлился в Афинах в половину второго ночи. Так как предыдущие полутора суток были посвящены отмечанию отъезда, настроение отдыхающих было не самым лучшим ;) Тем не менее, все исправно залезли в ночной автобус до площади Синтагма и поехали к отелю.

Район Площади Омония, рядом с которым находился наш отель, радует своим постоянством - "шоколадки", драг-дилеры, и прочие "сливки" общества составляют изрядную часть контингента в любое время суток, а уж ночью и подавно. Но, несмотря на этот фактор, там достаточно безопасно - во всяком случае, за все мои посещения Афин ничего криминального в тех краях со мной ни разу не случилось. Через всю это разношерстную публику мы движемся к нашему отелю, находим его и заселяемся. 50 грамм за приезд - и на боковую. Завтра - приемка лодки.

С утра выдвигаемся в Алимос. Традиционно большая часть лодок сдается в аренду именно там, и наша не стала исключением. Метро, автобус N22, и вот уже перед нами наша красавица.Собственно, вот наш дом на ближайшую неделю.

В Греции воскресенье, супермаркеты закрыты. Однако представители чартерной компании говорят "ну, ради вас можно и открыть" - и вот группа ответственных товарищей со списком первой закупки отправляется в магазин, а мы со старпомом остаемся принимать лодку.

Самостоятельный осмотр занимает пару-тройку часов, после чего дожидаемся человека, который должен нам все сдать, проходимся с ним по списку найденных проблем и слушаем инструктаж по особенностям данного конкретного судна, рассовываем по имеющимся полостям закупленный провиант, - а опаньки, уже 5 вечера. Выходить из марины сегодня особого профита нету, до темноты остается пара часов, и остаток дня посвящаем вводному брифингу для экипажа и приятному безделью.

День второй.

С утра просыпаемся завтракаем, провожу ребятам лекцию о безопасности на море, заправляем воду - все, можно выходить.

Выходы из марины в Афинах Лодка стоит кормой у левого причала - соответсвенно, отдаем правый кормовой, небольшой газ, отдаем левый, и аккуратненько пробираемся к выходу. Сравнительно неширокие проходы и большое количество мурингов заставляют делать это достаточно медленно, но вот наконец и Tall Ships, а там направо и выход из марины.

Идем на юг до второго буя (которого, правда, на практике не оказалось - только первый, помеченный на карте как желтый, оказался западным кардинальным), и меняем курс на юго-запад - надо пересечь TSS. Идем под мотором, эксперименты с парусами ставить при весьма изрядном трафике не хочется - регулярно приходится расходиться как с большими и не очень шустрыми паромами, так и с весьма скоростными моторными яхтами.

Наконец, три мили TSS позади, отходим на безопасное расстояние, и поднимаем грот.

Вернее, это на словах легко сказать - поднимаем грот. На деле же лодка у нас была снабжена лейзи-джеком, и фаловый угол фактически при сложенном парусе оттягивал вниз только вес этого самого паруса. Таковая конструкция не замедлила привести к проблеме - грота-фал успешно обмотался вокруг ходового огня между первым и вторым рядом краспиц (в дальнейшем, чтобы такого избежать, мы каждый раз привязывали фаловый угол к утке на мачте, но это уже опыт - сын ошибок трудных).

Около часа ушло на раздумья, как бы его распутать - лезть на мачту при достаточно сильной качке ох как не хотелось, а нижний ряд краспиц не давал поднять привязанную веревку до фонаря, чтобы сдернуть оттуда фал. Наконец, способ найден - старпом перекидывает веревку через краспицу, привязываем ее к фалу, и вытаскиваем его из узкого пространства между мачтой и огнем. Путь свободен, парус можно поднимать!

Далее вытаскиваем стаксель из закрутки, и идем вдоль Эгины на юг.

К середине дня мы добрались до южной оконечности острова, и, так как перспективы дойти до Пороса засветло были сомнительны - поворачиваем в сторону Пердики, в каковую благополучно прибываем часам к 4 вечера.
Лодок довольно много. На заднем плане слева - наш Океанис.Заходим в марину - и опаньки, свободно только крайнее место с восточной стороны левого причала, а у правого бортом пришвартована длиннющая моторная лодка, занимая места для 3-4 яхт. Но хозяев лодки нигде не видно, а стоять посреди бухты на моторе до их прихода не особо хочется, тем более что не совсем понятно, когда они вернуться - и мы швартуемся к левому причалу.

Для команды это первая швартовка, а, как известно, швартовка - едва ли не самая сложная часть управления судном, особенно швартовка на якоре кормой к причалу. Занимает она у нас около часа, но, тем не менее, якорь был успешно брошен, кормовые накинуты - все, первый переход завершен. А через часок и моторка с другой стороны ушла ;) Ночная пердика.

Небольшая приборка, ужин, и команда отправляется на исследование острова (вернее, самой Пердики).

День третий.

С утра завтракаем, команда совершает небольшую прогулку к камере обсукра, находящейся аккурат на другой стороне бухты, и готовимся к отходу. Лодка прибрана, булини на швартовых заменены на серьги - все готово. Отдаем кормовые, малый вперед, выбираем якорь.Камера обскура на Эгине

Вот наконец цепь стоит вертикально - но якорь, скотина, из воды не показывается. Лебедка перестает его вытягивать, а чуть позже становится понятно почему - мы зацепили какую-то старую цепь, которая лежала поперек гавани.

Начинаются пляски вокруг якоря в попытках его освободить. Руководит ими старпом - кроме меня за штурвал встать некому, ибо лодку надо на боковом ветру держать на одном месте, не задевая при этом пером руля якорные канаты соседних лодок (соседи-рыбаки, надо сказать, особо не парились и свои якоря кидали за 5-6 корпусов от причала, так что риск зацепить килем или пером канат был весьма немаленький), а с кормы не особо видно, чего происходит на носу.

Наконец, цепь удалось подвязать к нашим уткам. Немного приопускаем якорь, малый вперед - ура, якорь успешно освобожден из плена. Отвязываем вражескую цепь, разворачиваемся и идем в сторону Пороса.

Минут через 30 опускается плотный туман, видимость - в пределах одного кабельтова. Вся команда стоит на лукауте, поднимаем на всякий случай радар-рефлектор, и идем исключительно по приборам. Спасает тот факт, что глубины там достаточно большие, и, если не приближаться к островам, можно идти весьма безопасно. Попутно провожу небольшую лекцию по навигации в тумане и сигналам, чтобы народ был в курсе, как и чего делать.

Через пол-часика туман начинает рассеиваться, и вот уже мы выходим из него, впереди - все чисто и отличная видимость. Ветер встречный в районе 15 узлов, так что самое время ставить паруса - ставим оба, и галсами идем на юг.

Крест на входе в Порос, судя по лампочкам, может ночью выполнять роль маяка.Дойдя до восточной оконечности Пороса, начинаем убирать паруса. Становимся в левентик, снимаем стаксель - и тут начинает ацки пищать сигнализация эхолота и на табло загораются убывающие цифры - 2 - 1.8 - 1.5 ... Что, думаю, за фигня - глубина ж около 200 метров? Но лодку тем не менее останавливаю, смотрим вниз - дна не видно. А минут через 10 и сигнализация отключается, и показания эхолота нормализуются. Видать, тунец под датчик залезал ;)

Снимаем грот и идем в сторону марины. Строго говоря, на Поросе построили большую новую марину, но сделали это сравнительно недавно, и пайлот от Imray, который был у нас на лодке, про нее еще ничего не знал. Поэтому, руководствуясь им, решили становиться у причала сразу после рыбацких лодок.Ну, собственно, и встали сразу после рыбацких лодок.
При заходе в пролив между Поросом и Пелопонесом с востока необходимо пройти под линией электропередач. Вспомнилось как в прошлом году в Финляндии проходили под мостом - несмотря на то, что издалека видно, что провода висят высоко, когда проходишь под ними, кажется, что мачта их все же зацепит. Тем не менее, спокойно их миновали подошли к причалу.

Первый раз якорь бросили на расстоянии двух с половиной корпусов от причала - глубина 4 метра, по идее должно бы хватить. Тем не менее, сильный ветер с левого борта быстро показывает, что якорь нифига не держит, и нас начинает наваливать на соседнюю лодку.

Паром, регулярно проходящий мимо нашей стоянки на Поросе Ок, отходим, бросаем якорь на противоположной стороне пролива (перед якорной стоянкой), и возвращаемся к причалу - все, вроде держит. Как показала практика - даже волна от больших судов (а по каналу ходят даже hydrofoils) не сдвигала лодку, якорь держал надежно. Так как ветер достаточно сильный - закладываем справа и слева шпринги - можно отдыхать.

Для отдыха желательно получить воду и электричество. На причале стоят тумбы, но никого нету. Отправляюсь в поиски Marina Office или чего-ниюбудь похожего, и тут мне тетенька в ларьке Союзпечати сообщает, что надо бы просто позвонить по телефону специальному человеку, выписывает на бумажку этот телефон - все, вопрос решен. А на другой стороне пролива виден ночной ПелопонесХотя нет, это я поторопился. Специальный человек берет трубку примерно через час, а приезжает еще часа через полтора - "Я кушал, никак ответить вам не мог", стандартная греческая отговорка - и дает нам свет. Далее - ужин, винчег, небольшая прогулка по городу, и на боковую.

Собственно, вот наш дом на ближайшую неделю.
Собственно, вот наш дом на ближайшую неделю.

Местные скромно подъезжают к мегаяхтам на небольших практичных автомобилях.
Местные скромно подъезжают к мегаяхтам на небольших практичных автомобилях.

Выходы из марины в Афинах достаточно прикольные. Это причал моторных яхт, но у парусных не сильно лучше.
Выходы из марины в Афинах

Tall Ships в Алимосе тоже есть.
Tall Ships в Алимосе тоже есть.


Пердика - тихая рыбацкая деревушка.
Пердика - тихая рыбацкая деревушка.

Но храм, знамо дело, свой есть.
Но храм, знамо дело, свой есть.

Возвращаются рыбаки
Возвращаются рыбаки

Глаз бога в полном великолепии не вылезая из кокпита.
Глаз бога в полном великолепии не вылезая из кокпита.

Ночная пердика.
Ночная пердика.


Лодок довольно много. На заднем плане слева - наш Океанис.
Лодок довольно много. На заднем плане слева - наш Океанис.

Камера обскура на Эгине. 12 картинок проецируются с использованием технологих черт знает какого века. И ведь работает!
Камера обскура на Эгине

Крест на входе в Порос, судя по лампочкам, может ночью выполнять роль маяка.
Крест на входе в Порос, судя по лампочкам, может ночью выполнять роль маяка.

Ну, собственно, и встали сразу после рыбацких лодок.
Ну, собственно, и встали сразу после рыбацких лодок.

Паром, регулярно проходящий мимо нашей стоянки на Поросе
Паром, регулярно проходящий мимо нашей стоянки на Поросе

Памятник птичке на Поросе является довольно частым украшением.
Памятник птичке на Поросе является довольно частым украшением.

А в большой марине попадаются и такие монстры.
А в большой марине попадаются и такие монстры.

Стоит отойти от набережной - и попадаешь на весьма узенькие улочки, которые переплетаются под немыслимыми углами.
Стоит отойти от набережной - и попадаешь на весьма узенькие улочки

А на другой стороне пролива виден ночной Пелопонес
А на другой стороне пролива виден ночной Пелопонес

Местоположения

Athens (Греция) Athens
Греция
37° 58' 31.2096" N, 23° 44' 10.14" E
Perdika
Греция
39° 22' 7.4964" N, 20° 18' 8.0172" E
Poros
Греция
37° 5' 9.402" N, 25° 9' 2.9196" E