Англия, великая морская держава



К этой поездке, в отличии от других, я стал готовиться весьма заранее – не менее чем за месяц. Хотя с другой стороны, это, видимо, совсем не заранее – фактически, с момента принятия решения «Ну все, надо ехать» до выхода из дома с собранным рюкзаком ушло ровно 1 месяц и 3 дня.

Как обычно, кого не интересуют технические подробности и лирические отступления – могут перейти сразу к части второй; другим же поведаем, как это все-таки получилось.

Целью поездки на сей раз был отнюдь не туризм, а обучение – яхтенный мир, в который я волею случая попал три года назад, продолжал оставаться все таким же интересным, и надо было делать шаг из простых матросов в кого-то более квалифицированного. Так как в России с этим шагом ныне весьма туго – анархия, воцарившаяся после того, как у ГИМСа отняли право аттестации судоводителей парусных судов, а МинТранс , которому это право передали, оказался к такой передаче мягко говоря не готов, не оставляла реальных шансов в ближайшем будущем стать кем-то круче матроса в наших краях. Да и непонятки с легитимностью наших корочек в чартерных компаниях вкупе с нежеланием официальных лиц как-то решать эту проблему определили выбор в пользу заграничной школы.

Общение с яхтсменами как в интернете, так и в реальной жизни, нарисовало следующую картину: всего систем обучения, признаваемых во всем мире (ну, окромя нашей Родины - по большей части) есть две – британская RYA и америкосовская IYT (есть еще множество национальных почти в каждой стране, так или иначе связанной с морем, но по ним и отзывов, и опыта использования в чартере было весьма мало). Британская система весьма консервативна, обучение в среднем более суровое, сертификат получить сложнее, школ меньше. Американская – наоборот, в целом попроще, действует зачастую по принципам франшизы, и получение документов даже в России (а у нас есть школы, имеющие такую аккредитацию, хотя, впрочем, и они проводят занятия зачастую в других регионах земного шара – в той же Хорватии, например) – гораздо менее тяжелая задача.
В общем, так как легких путей мы не ищем – выбор был сделан в пользу RYA.

Строго говоря, школ RYA тоже не то что бы мало, причем в самых разных регионах. Но, по утверждениям бывалых, наибольших смысл учится есть именно на ее родине, т.е. в Соединенном Королевстве. Тут и приливы вполне нормальные, и течения, и школ огромное количество, да и трафик в большинстве мест весьма серьезный – т.е. проверить на практике знание IRPCS (ну или по нашему МППСС) можно во вполне подходящих условиях, а не когда расходишься с одним катером раз в час.

Ну и конечно, Британия оставалась одним из двух западноевропейских государств, в которых я еще не был (правда, без учета всяких карликовых стран Сан-Марино и Лихтенштейна – там я не был тоже – но они не считаются). Так что однозначно – в Британию!

Итак, выбор сделан. Пропустим тут описание прохождения теоретического курса (который дистанционно занял чуть больше года) и процедуру накопления миль (к поездке удалось скопить около 1100 при формальном требовании 100, правда, все в неприливных водах), и перейдем напрямую к подготовке.
Выбирать школу я начал уже давно – фактически, как начал обучаться теории. Подписался на всякие рассылки, периодически вяло просматривал rya.org.uk, и всячески готовился морально,
вяло с ними переписывался, но ничего более не предпринимал.

И вот в августе мне приходит рассылка из Хэмбла: типа, заказываете в августе практический курс – и один из однондневных получаете в подарок! А чего, думаю, стольничек-то фунтов сэкономить на радиооператорском, скажем, курсе, или на Sea Survival – было бы неплохо. Быстренько прикидываю сроки – даже если с визой (а у меня она была бы первая – до этого только шенген) все будет очень быстро, на выход в море в Британии можно расчитывать не ранее октября, да и по работе раньше не выбраться. С другой стороны, в октябре ветра должно быть побольше, чем летом, что для практики весьма неплохо. Ок, решено, бронирую первую неделю октября, оплачиваю депозит и за 2 дня собираю все доки в визовый центр Соединенного Королевства.

Сбор доков оказался не самой простой задачей. В принципе, изучение сайтов по оформлению виз дало некоторую картину, что именно требуется – а требуется главным образом подтвердить свою финансовую состоятельность. Билеты особо не нужны (да и на сайте визового центра явно указано – лучше не покупайте, пока не будете уверены, что визу дадут), нужно только забронировать отели.

Кроме стандартных документов (справки с работы, НДФЛ-2, копии различных свидетельств), а также копий всех загранпаспортов за последние 10 лет (надеялся, что не потребуются – но нет, забрали), я приложил еще и бронь 5-дневного похода, присланную из школы.

Сама сдача документов проходит просто и быстро, вместе со снятием пальчиков занимает минут примерно 15-20, и начинается период ожидания. При этом, я не заказал сервис SMS-информирования о статусе заявления (думаю, по сайту отслежу запросто) – а зря. В моем случае было критично как можно раньше узнать, дадут ли визу, или дадут отказ – чтобы либо быстренько покупать билеты и оплачивать остаток стоимости курса школе. Дык вот, в SMSочном сервисе есть недокументированная особенность (ну, вернее, сотрудники визового центра о ней знают, но их об этом нужно специально спрашивать). При заказе SMSок вам приходит отдельное сообщение, что Application Approved. Паспорт вы все равно получите дня через два (для Питера), но уже сможете действовать, зная, что визу дали. В случае с трекингом на сайте видно только, что паспорт ушел – попал на рассмотрение – отправлен обратно (вроде как иногда в этом варианте присылают на email инфу о том, что виза выдана – но это строго необязательно, мне ничего не присылали). Так что лишних два дня потерял, но через 9 дней после сдачи виза была у меня в руках.

Однако, к этому моменту дешевых билетов из Питера в Лондон на нужные мне даты уже не оставалось. Можно было купить дорогие (порядка 14 тыс. руб.), но я все же поборол природную лень и решил, что негоже бывшему бэкпэкеру бояться трудностей, когда есть возможность получить новый экспириенс – а я за всю историю своих поездок ни разу не ездил в Финку на автобусе, ни разу не пользовался финскими железными дорогами, и ни разу не летал EasyJet’ом.

Таким образом, быстро составился следующий план: на басе до Хельсинки, откуда весьма кстати подвернулась акция VR – при покупке невозвратного билета более чем за две недели можно было получить скидку 25%, благодаря чему билет на поезд Хельсинки - Тампере обошелся мне в 17,10 евро, далее – бас до Пирккалы, Ранэйром – в Станстед, откуда EasyBus обещался довезти меня прямехонько до Бейкер-Стрит.

Обратный путь был чуть менее замороченный – тот же EasyBus (к слову сказать, на него в принципе можно приобрести билеты по 2 фунта one-way, супротив 7 фунтов у Терравижн и чего-то типа 15-ти на поезде) до Станстеда, далее - EasyJet до Таллина, ну а Таллин – это уже почти дома, стандартный Евролайнс (ну, вернее, конкретно в моем случае – Sebe), и с утра я даже успеваю на работу.

Кроме того, необходимо было как-то добраться от Лондона до Хэмбла, откуда, собственно, был назначен выход в море.
В сам Хэмбл попасть из Лондона можно на поезде с пересадкой в Саутгемптоне, вот только стоимость тикетов меня несклько напрягла, NationalRail.co.uk упорно казал, что менее чем за 31,70 фунтов не доехать. 30 с лишним тут, 30 с лишним обратно – уже и 60 получается. Но выход быстро нашелся – вместо того, чтобы платить 31,70, можно заплатить в общей сложности 4,5 фунта за то, чтобы добраться от Виктории до Саутгемптона на басе NationalExpress (в котором еще и бесплатный файвай обещался – тут, впрочен, нае… то есть обманули, вайфай работал только вблизи здания автовокзала), ну а далее за 3,60 доехать на поезде до Хэмбла. Также одна пересадка, но стоимость one-way уже 8,1 фунта супротив 31,70.

Как показала практика, бас в моей поездке имел еще одно существенное преимущество. В эти дни на участке железной дороги, который шел от Лондона до Саутгемптона, проводились то ли какие-то работы, то ли какая-то забастовка – в общем, по нему поезду было не проехать. В связи с таким поворотом событий поезда пускали сильно вокруг, что увеличивало время Саутгемптон-Хэмбл с 2 часов до примерно 4,5-5. На басе же я доехал примерно за 2,5 часа чистого времени (и имел на пересадке пол-часика – часик на принятие рюмочки чая и короткую прогулку по Саутгемптону, но об этом позже).
Собственно, билеты успешно приобретены, примерный план составлен, последняя тренировка проведена, и оставалось только собрать вещи, дождаться нужного дня, да и выдвинуться в сторону Соединенного Королевства.


Лондон в деталях.


Следующая часть: 

Местоположения

Санкт-Петербург, Россия
Россия
Тампере
Финляндия